Многие склонны ассоциировать сабвуфер исключительно с домашним кинотеатром. На самом деле это не так, но начнем мы все же с кино, вернее — с первого и самого популярного цифрового многоканального формата Dolby Digital, который появился в 1992 году и который использовался при производстве порядка 20 тысяч фильмов. Именно там был задействован специализированный низкочастотный канал эффектов, который так удобно и логично было воспроизводить специально предназначенным для этого НЧ-динамиком в отдельном корпусе. Однако дома DD появился чуть позже, в 1996 году, вместе с форматом DVD. Дальнейшее — уже история…

Столь неочевидная подводка потребовалась мне для упоминания следующего факта — еще в 1990 году Ричард Эдмунд Лорд основал компанию, которая вот уже почти 30 лет не только производит исключительно сабвуферы, но и фактически является общепризнанным мировым лидером в этой области.
Спустя 15 лет после основания владельцем компании стал Джон Хантер, не только инженер и бизнесмен, но и заядлый меломан. Однако основная конструктивная идея сабвуферов REL была разработана еще в 90-х и заключается она в том, что сигнал для них снимается не с линейного выхода, а с высокоуровневого, то есть с выхода оконечного усилителя на акустические системы. Таким образом — на сабвуфер приходит сигнал, полностью идентичный колоночному, без задержек, фазовых сдвигов и тембральной разницы. При этом важно отметить, что REL использует фирменные фильтры для выделения НЧ-составляющей из полнодиапазонного сигнала и они по праву считаются самыми быстрыми в отрасли. Скорость — чуть ли не самая важная, но при этом и наиболее сложно реализуемая характеристика НЧ-регистра. При этом — использовать традиционные линейные входы/выходы тоже можно.

Многие ассоциируют сабвуферы в стереосистемах с каноническим трифоником, то есть парой полочных сателлитов и сабом. Однако REL рекомендует использовать свои модели и с полноразмерными колонками и вот почему. Общеизвестно, что важная часть качественного звучания стереосистемы — это правильная расстановка акустических систем в оптимальных местах. Однако помещение прослушивания чаще всего параллельно является и жилым, так что «акустика предполагает, а жена располагает». В итоге — страдает качество воспроизведения, причем в первую очередь именно баса. Сабвуфер же, во-первых обладает гораздо большей гибкостью в размещении, а во-вторых — гораздо большим функционалом в настройке, соответственно он грамотно решает эту проблему. Кроме того, благодаря сабвуферу, количество и качество низкочастотного регистра не только оптимально, но и не зависит от громкости, даже на тихом уровне оставаясь безупречным. Поскольку постоянно слушают музыку на «стадионном» уровне в лучшем случае единицы — это очень важный нюанс.
Сейчас в ассортименте компании — четыре «с небольшим» серии. Под небольшим подразумевается сабвуфер Tzero, действительно очень компактный (фактически кубик со стороной 20 см и массой около 7 кг), но при этом совершенно полноценный, вот ни разу не «игрушечный». Помимо него есть флагманская серия Reference, бескомпромиссно-аудиофильская S, бюджетно-аудиофильская универсальная T/i и специализированная кинотеатральная HT. Все они представлены в салонах Pult.ru, но мы сегодня поговорим буквально о паре позиций — средней модели в серии T/i и начальной модели в серии S.

В серии T/7i находится ровно посередине между «пятеркой» и «девяткой». Можно было бы предположить, что и по функционалу это нечто «среднее арифметическое», но это не так. Начнем с излучателей. В младшей и средней модели используется алюминиевая «восьмерка», но в младшей она имеет закрытое акустическое оформление, а в тестируемой нами нагружена на 10-дюймовый пассивный радиатор, также с диффузором из алюминия. Такой же радиатор стоит и в «девятке», но он служит акустическим оформлением для 10-дюймового НЧ-динамика. Усилители везде разной мощности, в данном случае — 200 Вт, традиционного класса АВ. Есть все три варианта проводного подключения, а также опциональный беспроводной с помощью фирменной технологии Arrow. Производителем «семерка» позиционируется как сабвуфер для относительно небольших помещений, в помощь любым полочным колонкам либо стройным напольным. Характер звучания, несмотря на бюджетную стоимость — типично «релевский», быстрый и в тоже время основательный, с большим количеством деталей и тем не менее нейтральным тональным балансом, что позволяет без проблем сочетать его практически с любыми колонками.
Новейшая Модель S/510 — птица совершенного другого полета. Несмотря, на то, что это младшая модель в серии — сама новая серия S непосредственно примыкает к флагманской. Тут используется 10-дюймовый басовик на литой корзине с алюминиевым диффузором, который с тыльной стороны частично армирован, частично демпфирован вставками из углеволокна. Он нагружен на 12-дюймовый пассивный радиатор с плоским диффузором. Усилитель мощностью 500 Вт изготовлен по технологии NextGen третьего поколения и работает в эффективном классе D.
Проводная коммутация — всех видов, включая балансный вариант низкочастотного канала эффектов и соответствующие выходы, потому что модели S-серии отныне можно объединять в массивы, благодаря которым кубатура помещения больше не является препятствием для создания хорошего звука, при желании можно озвучить хоть спортзал. Естественно, что модель с равным успехом подходит и для стереосистем и для домашнего кинотеатра, что же касается примерных «коллег» для совместной работы, то в принципе эти сабвуферы можно смело комбинировать с колонками стоимостью до нескольких сотен тысяч рублей, сочетаться они будут безупречно.Фирменное беспроводное подключение без компрессии также доступно.
Обращаем ваше внимание, что информация, размещённая на данном сайте, предназначена исключительно для ознакомительных целей и не является публичной офертой в смысле, определённом пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.