empty basket
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку «В корзину».
Перейти в каталог
empty delayed
Отложенных товаров нет
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку
Перейти в каталог
Заказать звонок
г. Москва, ул. Бойцовая, д.2/30
пн-пт: с 10:00 до 20:00
сб-вс: выходной
Заказать звонок
Войти

Ставим колонки по фэн-шую или как улучшить звучание бесплатно

24 окт 2019
Звук
Усилители
Обычно по неопытности, но многие люди предполагают, что покупка хорошего музыкального оборудования станет гарантом отличного звука. Звучит логично и само утверждение верное, только неполное. Ведь "гарант" получится реализовать и полноценно раскрыть исключительно при условии, что все элементы техники окажутся на "правильных" местах.
Ставим колонки по фэн-шую или как улучшить звучание бесплатно

Обычно по неопытности, но многие люди предполагают, что покупка хорошего музыкального оборудования станет гарантом отличного звука. Звучит логично и само утверждение верное, только неполное. Ведь "гарант" получится реализовать и полноценно раскрыть исключительно при условии, что все элементы техники окажутся на "правильных" местах.

Какой должна быть "верная" планировка? Какие аспекты влияют на качество звука в помещении? Постараемся подробно ответить на данные вопросы в нашей статье.

Стоит отметить, что акцент на малоопытности изначально был сделан не просто так. Статья предназначена как раз для новичков в области акустики, вовсе не имеющих представления о том, как правильно расположить колонки. И которые просто хотят наслаждаться приятным звучанием. Различные деятели музыкального промысла или просто сведущие люди вряд ли извлекут для себя что-то новое.




Так ли значима расстановка, как о ней говорят?

Окружение АС — такая же составляющая звучания, как и сама аппаратура. Нюанс верной расстановки оборудования настолько важен, что даже условно недорогие музыкальные системы способны заиграть краше дорогостоящих, но расставленных "абы-как" либо "покрасивее". Ведь зачастую именно по указанным двум критериям выбираются точки размещения элементов АС.

И эти два подхода — "во, тут есть свободное место" и "отлично будет смотреться здесь", противоположны достижению приятного звучания. "Верно" расположить элементы музыкальной техники по случайности или придерживаясь вышеуказанных принципов невозможно. Расстановка для максимально хорошего звука в львиной доле случаев идет в разрез "красивому" положению.

Кроме того, к этому вопросу нужно подходить обстоятельно — со знанием дела. И не доверять его жене и даже себе (кто бы мог подумать?), если посредственно информационно подкованы.

Важно понимать, что простого и единого рецепта не существует — только свод определенных рекомендаций и правил, придерживаясь которых получится достичь желаемого результата.



Когда начинать планировать расстановку?


Вы могли логично предположить, что до покупки, а не после. Мысль дельная, однако в идеале начинать планировку нужно в начале капитального ремонта, чтобы успеть беспроблемно внести коррективы в отделку и другие детали. В таких обстоятельствах допускается создать помещение, близкое к совершенству с акустической точки зрения.

Но если момент упущен и обстановка комнаты уже окончательно сформирована, то неплохие перспективы по "наладке" акустической системы 2.1 или 5.1 аналогично имеются. "Потолок" результата, разумеется, пониже, но и так итог окажется более чем удовлетворительным. Тем более, данный вариант почти не предполагает денежных затрат.



"Категории" плохого звука


Негодный акустический эффект можно разделить на разные "симптомы". Затем, основываясь на "симптоматике", подобрать способы решения. И так:

  1. "Стоячие" звуковые колебания. Распознать этот фактор довольно легко — бас (низкочастотные звуки) в конкретных областях комнаты резко усиливаются или проседают.
  2. Ранние отражения. Голые стены (особенно гипсокартонные), потолки, пол превосходно выполняют звукоотражающую функцию. Если об этом предварительно не задуматься и поставить музыкальную систему близко к подобным поверхностям, то получите перевес в сторону высокочастотных колебаний в отраженных звуковых волнах. Это явление пагубно сказывается на слуховом восприятии источника звука и искажает равномерность звучания.
  3. Реверберация. Представляет собой показатель затухания звуковой волны и может быть избыточным или слишком слабым. Невозможно назвать комфортным условие, при котором звук затухает долго или быстро — оптимальное значение где-то посередине. Важно не переусердствовать, выравнивая реверберацию в помещении.

Последний пункт достается многократному эхо. "Симптом" характеризуется быстрым повторением звука. Причиной возникновения выступает крайне "удачный" выбор расположения колонки между двух параллельных поверхностей с отменными отражающими характеристиками.



"Методичка": общие рекомендации

Уже разбираетесь в факторах, негативно влияющих на звук, понимаете необходимость верного размещения АС и намерены его воплотить в жизнь? Самое время приступить к оглашению советов, которые помогут реализовать это аудиофильское намерение на практике. Рекомендации актуальны при расстановке любой системы и независимо от того, какие наблюдаются "музыкальные симптомы".

Не рассчитывайте на эквалайзер!

Достичь определенного прогресса программно можно, но не ожидайте "вау-эффекта". Этот рычаг воздействия способен лишь частично отрегулировать проблемы со звуком. К нему лучше всего прибегнуть уже в самом конце, как установите колонки в комнате, чтобы дополнительно улучшить и сбалансировать звук.

Симметрия — наше все!

Колонки должны быть расставлены симметрично — на одинаковом расстоянии от слушателя. При этом правило баланса касается и окружающей обстановки — желательно, чтобы позади и по бокам устройств воспроизведения были одинаковые объекты. Если за одной стоит шкаф, а за другой находится окно, то чего удивляться плохому звуку? Обязательно постарайтесь уравнять окружение.

Отражающие поверхности — худший враг

Твердые и однородные материалы, как зеркало, камень или металл, эффективно отражают звук. Если они ничем не прикрыты — аудиофилу с тонким слухом можно только посочувствовать. Потому всевозможные стеклянные, каменные стенки и т.п. следует прикрыть шторкой, ковром или иным "тканевым" предметом (например, мягкой мебелью). То есть, в близости от элементов акустической системы 5.1 (или 2.1, 7.1) должно быть поменьше неприкрытых твердых поверхностей.

Также, если висят картины, то их лучше убрать и взамен разместить шумопоглощающие панели. Они выглядят довольно современно и привлекательно — не испортят интерьер и свободно впишутся в него.

В борьбе с отражающими поверхностями важно не переходить грань. Если на излишнем энтузиазме перестараетесь, то из чрезмерно звонкой, комната превратится в приглушенную. И тогда придется несколько "антиотражающих" действий отменить. Потому проверяйте, насколько преображаются акустические условия по мере внесения ваших корректировок.

Отодвиньте колонки от задней стены

Слишком близкое нахождение динамиков к стенной поверхности гарантирует появление проблем со звучанием. Насколько двигать — вопрос индивидуальный. Зависит от модели музыкального устройства, окружающих материалов и других факторов. Просто отодвигайте и прислушивайтесь, в каком положении звук будет лучшим без отражения от стен.

Кстати, слушателя это правило аналогично касается, пусть и в меньшей степени — желательно, чтобы за головой в период эксплуатации АС была мягкая поверхность (к примеру, подушка).

Наличие боковых стен неподалеку тоже в плюс не пойдет. Особенно, если они параллельные. По каким-то причинам удаленно поставить колонки от горизонтальных\вертикальных "отражателей" не выйдет? Тогда позаботитесь об аннуляции вероятности возникновения ранних отражений — материалы, поглощающие звуки, в помощь.

Примечание! Домочадцы против перемещений устройств воспроизведения подальше от вертикально-горизонтальных поверхностей? Можно заткнуть заглушкой фазоинвертор (по обычаю он располагается в задней части колонок), тем самым ослабив мощность баса и убрав сопутствующие искажения. Это решение на крайний случай, т.к. приводит к тихому звучанию низких частот в сравнение со средними/высокими.

Кабели

Используйте исключительно акустические провода, пусть даже дешевые от малоизвестных производителей. Они окажут значительное положительное влияние на звучание по сравнению с обычными кабелями. Кроме того, постарайтесь вовсе минимизировать длину проводов, идущих от колонок к усилителю — аналогично получите взлет по звуку.



Применяем советы на практике: как расположить колонки 2.1?


Изначально помечаете "центр" планировки — это ваше расположение при прослушивании. Если речь про систему звучания для телевизора/домашнего кинотеатра, то по обе стороны от него ставим колонки — каждая под углом примерно 30 градусов от центральной точки. Они должны стоять на высоте ушей слушателя и направлены на него же.

Расстояние до задней стены — около 30-40 см, а боковые чем дальше, тем лучше. Возможно, тех 40 см будет недостаточно и понадобится двигать еще — как уже было сказано, обобщающей нормы нет. Предварительно не забываем провести звукоизоляционные мероприятия.

Если отсутствует желание, то с сабвуфером можно особо не заморачиваться. В стандартной "правильной" планировке достаточно его поставить в передней части комнаты. Главное, чтобы он не оказался где-то в углу, закрытый занавеской.

Неравнодушны к экспериментам? Тогда вперед, подбирайте подходящее место на слух, учитывая простой принцип — чем ближе к вертикальным поверхностям, тем мощнее бас. Предупреждаем — это процедура довольно времязатратная и придется "исколесить" с сабвуфером в руках чуть ли не каждый участок комнаты.



Как располагать колонки 5.1?


Месторасположение фронтальных динамиков и сабвуфера выбирается по системе 2.1. Отличия появляются в подборе точки размещения для:

  • центральной колонки. Ее обычно ставят под центром телевизора или над ним. Если представляется возможным, то ВЧ-излучатель поставить на уровень глаз. Но можно обойтись и просто направлением в нужную сторону, но и эффект менее весомым;
  • тыловых колонок. В отличие от передних, они ставятся по бокам и чуть позади точки прослушивания — также в одной плоскости. Заодно, расстояние между тыловыми динамики превышает оное меж фронтальных. И размещаться они должны на 30-60 см выше ушей человека — тогда звук станет максимально объемным и детализированным. Направление — на слушателя.

Разумеется, не забываем про отражающие поверхности и другие аналогичные детали, пока ставим центральные\тыловые колонки. В конце "отшлифуйте" все настройкой эквалайзера.



Подведение итогов

Качество звучания в немалой степени зависит от того, насколько правильно расставлены элементы АС. Без денежных вложений можно добиться удовлетворительной акустической обстановки, но и по времени предстоит потратиться изрядно. Аудиофилы, настроенные добиться максимума от возможностей аппаратуры, готовьтесь затеять капитальный ремонт или хотя бы вложиться в покупку звукопоглощающих панелей.